На рынок грузоперевозок по всему миру, в том числе в России, повлияли годы распространения ковида. После завершения пандемии произошли события февраля 2022 года, что привело к санкционной политике в отношении РФ. Последствия для грузовых перевозок не заставили себя долго ждать:
- Из страны ушли зарубежные авиакомпании и морские перевозчики. Через некоторое время в РФ перестали работать европейские автотранспортные компании.
- Суммарный поток импорта северо-западного направления снизился на 40 процентов, что негативно сказалось также на российских транспортных предприятиях. Практически каждая грузовая стоянка на федеральных трассах заполнялась ночью на полное количество авто.
- В результате введенных санкций существенно изменилась логистика. Предприятия, занимающиеся грузоперевозками, поменяли партнеров и начали активно осваивать новые маршруты.
- Стоимость перевозки грузов в среднем существенно выросла, также возросли сроки доставк продукции до конечных получателей.
Преодолеть негативные тенденции удалось к началу 2023 года. Уже весной объем грузоперевозок практически достиг уровня ноября-декабря 2021 года. Наибольший рост продемонстрировали морская и автотранспортная отрасли.
В течение первых 6 месяцев текущего года наблюдалась тенденция к увеличению торговых потоков между нашей страной и государствами Ближнего Востока, азиатскими партнерами. По некоторым направлениям удалось увеличить количество и объем перевозимых грузов в 5 раз.
По оценкам экспертов, в 2022 году количество международных партнеров российских компаний, сократилось на 5,6 процента. При этом только параллельным импортом в страну было ввезено товаров на общую сумму более 20 млрд. долларов. Основными партнерами в течение прошедшего года оставались КНР и Турция. Кроме санкций, во многом на ситуацию повлияла отмена ковидных правил.
Транзитный маршрут из Китая в Россию через Монголию и Казахстан существенно вырос и имеет огромный экономический потенциал. Также возросли перевозки между РФ с одной стороны и такими государствами, как Иран, Ирак, Узбекистан и Казахстан. Основная продукция из России, которая перевозится по автодорогам в Азию – это зерно, мясо, оборудование для строительства, металл и металлопродукция, изделия химической отрасли.
Товарооборот между РФ и африканскими государствами также неуклонно растет. Основными получателями товаров из России являются Марокко и Тунис. В большинстве случаев поставки идут транзитом через Турцию.