Режим труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков: основные нормативы и положения закона

Нужна консультация?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта
Обратная связь
Мы свяжемся с вами в течение 30 минут.
Спасибо за заявку!

Режим труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков: основные нормативы и положения закона

РТО: основные нормативы и положения закона
Водители-дальнобойщики при магистральных грузоперевозках могут проводить в дороге недели без нормального отдыха и сна в комфортабельных условиях. Нередко из-за сложных дорожных условий или проблем при загрузке фуры, выгрузке товаров возникают задержки по времени, которые в коммерческих грузоперевозках могут привести к финансовой ответственности перевозчика – иначе говоря, к штрафам за несоблюдение сроков по договору. Поэтому водителям приходится дольше оставаться за рулем, игнорировать обязательные стоянки и перерывы.

Раздражительность, снижение внимания и ухудшение реакции – всё это неотъемлемые признаки переутомления. Управление грузовым транспортным средством относится к деятельности с высоким уровнем ответственности, и при несоблюдении режима труда и отдыха водитель может допустить нарушения ПДД, что повлечет за собой аварийные ситуации, ДТП с человеческими жертвами, порчей перевозимого груза или существенному отставанию от графика (например, при выезде за обочину, в кювет).

Чем регулируется режим труда и отдыха?

В междугородних и международных грузоперевозках режим труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Приказ Минтранса РФ № 424 от 16.10.2020 г.
  • Постановление Правительства РФ № 1733 от 20.12.2019 г.
  • ЕСТР.
  • Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 и др.

При междугородних перевозках по России водитель грузового автотранспорта обязан соблюдать российские требования в области режима труда и отдыха – даже если на ТС установлен тахограф ЕСТР, есть карточка доступа к МАП. Если же перевозка международная, то соблюдаются нормы ЕСТР.

В Российской Федерации до недавнего времени практически отсутствовал реальный контроль на дорогах за соблюдением РТО. Но с 1 ноября 2019 г. ситуация, в теории, существенно изменилась, и за нарушение РТО индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам теперь могут грозить почти «европейские штрафы».
Чем регулируется РТО

РТО и действительность: суть проблемы

Для всех водителей предусмотрены следующие нормы:

  • Продолжительность рабочего времени – до 40 часов в неделю.
  • Продолжительность рабочего дня – до 8 часов при 5-дневном графике, до 7 часов при 6-дневном графике работы.

Понятно, что дальнобойщикам, задействованным на междугородних перевозках на большие расстояния или на международных грузоперевозках, соблюдать нормы, действующие для всех водителей ТС, не представляется возможным. Водители-дальнобойщики, а точнее – ИП и юридические лица руководствуются понятием «суммированный учет рабочего времени». Допускается превышение ежедневных и еженедельных рабочих часов, но суммарно за месяц не должно быть превышения нормы.

Суть в том, что водитель может перерабатывать сверх положенной по закону нормы ежедневно и еженедельно, но только до достижения месячного предела. Т.е. после 3-х недель, 2 из которых были с переработкой, будет 1 неделя отдыха, свободного времени. Возникает вопрос – а можно ли, например, 2 недели работать с большим превышением нормы, а потом еще 2 недели отдыхать? Ответ – нет, поскольку установлены ограничения по предельной продолжительности рабочего времени, времени управления ТС и минимального ежедневного, еженедельного отдыха. Рабочий день или смена не должны превышать 10 часов, но есть поправка: если водителю требуется доехать до специально оборудованной парковки грузовиков или места назначения, то этот показатель можно продлить до 12 часов.

В чем суть проблемы РТО

Важно!
Везде выше речь идет именно о длительности рабочего дня, а не о продолжительности управления транспортным средством. Предрейсовая подготовка, осмотры, оформление документов тоже занимают время, которое относится к рабочему.

Время работы и время вождения

Несоблюдение режима труда и отдыха в плане продолжительности смены (рабочего дня) находится в правовом поле исключительно трудовых отношений, и штрафовать за нарушения можно только по КоАП по результатам соответствующих проверок. И волновать этот вопрос должен больше ИП или юридическое лицо. Но какая же ответственность водителей-дальнобойщиков, и что им важно знать? Дальнобойщиков тоже могут штрафовать, причем – на трассе, но за несоблюдение РТО в плане продолжительности вождения или недостаточного отдыха в соответствии с п. 3 ст. 11.23 КоАП.

В соответствии с действующими положениями суммарно за смену находиться за рулем можно 9 часов, а 2 раза в неделю – 10 часов. За 2 недели суммарное время управления не должно превышать 90 часов с учетом выходных. Водитель вправе разбивать это время между неделями на неравные по длительности промежутки, что на практике всегда и происходит, и за рулем за одну неделю дальнобойщик может находиться не 45, а 55 часов. Здесь важно понимать, что учет ведется не сутками, периодами, включающими смены и отдых между ними.

Непрерывное время нахождения за рулем составляет 4 часа с обязательным перерывом продолжительностью 2 часа. Далее за смену специальные перерывы должны быть каждые 2 часа. Отметим, что это нормы отечественного законодательства. В ЕСТР предусмотрено 4,5 часа вождения с перерывом 45 минут. На протяжении смены водителю положен один продолжительный перерыв (0,5-2 часа) для отдыха и питания.

О длительности отдыха

На промежуточных стоянках грузовых транспортных средств при магистральных грузоперевозках для водителя-дальнобойщика предусмотрены следующие нормы отдыха между сменами:

  • 11 часов минимум.
  • 9 часов минимум, но не более 3-х раз в неделю.

По закону за сокращенное время отдыха дальнобойщику полагается компенсация – перенос неиспользованного ежесуточного времени отдыха на следующую неделю. К слову, в ЕСТР таких переносов не предусмотрено. При нормальном режиме (11 часов) допускается «разбивать» время отдыха на отдельные периоды, один из которых, предназначенный для сна, не должен быть меньше 8 часов.

Охрана
Круглосуточные посты
Датчики движения

12 лет
Заслуженная репутация
Доступность
Удобная локация стоянок и складов
Ответственность
Гарантиуем безопасность и сохранность
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время!