2020 г. по вполне понятным причинам стал тяжелейшим испытанием, и рынок грузовых авто и спецтехники на фоне пандемии упал достаточно заметно. Общее снижение деловой активности и ограничения привели к тому, что в РФ рынок техники массой свыше 16 т снизился, в целом, на 8%. Что касается ТС европейского производства, то его падение по итогам 2020 г. составило почти 25%.
Вполне очевидно, что в таких условиях дополнительная нагрузка на бизнес посредством повышения утилизационного сбора никаких возможностей для восстановления и роста не принесет. Здесь еще дело в том, что почти все грузовые машины и спецтехника из ЕС, на которые в РФ приходится до 40% рынка и которые производятся частично на российских заводах, не освобождаются от уплаты утилизационного сбора в отличие от отечественных производителей, пользующихся компенсацией от правительства. Учитывая, что суммарно такие заводы европейских компаний в России предоставляют порядка 10 тыс. рабочих мест и платят в казну миллиардные налоги, становится непонятно, почему столь важных инвесторов даже не приглашают к обсуждению вопроса индексации сбора.
Директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами ООО «Скания-Русь», Вахтанг Парцвания приводит пример в цифрах. На популярные среди российских грузоперевозчиков седельные тягачи массой 12-20 т утильсбор равен 850 тыс. руб. С учетом ожидаемого на четверть повышения это будет уже 1 млн. 63 тыс. руб. Добавим сюда почти 600% рост сборов на прицепы и полуприцепы, и получим в итоге 1 млн. 663 тыс. руб. для полноценного автопоезда. Такой рост ляжет на плечи не только производителей, но и на логистические услуги – можно сразу ожидать повышение расценок на грузоперевозки, на грузовую парковку и
аренду стоянки для грузовых ТС и иные сопутствующие услуги, а это, в конечном счете, рост цен на все, что перевозят такие автопоезда – на все товары, которые конечный покупатель видит в магазинах.
Оправдана ли данная мера сейчас, когда бизнес только начинает приспосабливаться к новым условиям, а ограничительные меры постепенно отменяются? Вряд ли заметное увеличение ставок утилизационного сбора будет способствовать быстрому росту рынка грузоперевозок в РФ. Ведь дело даже не в бизнесе – рост на 25% ощутят на себе, в конце концов, и заказчики услуг грузоперевозок, и покупатели товаров.