Кризис, вызванный COVID-19, конечно же, повлиял на падение рынка грузоперевозок в России и в мире. Постоянные изменения карантинных ограничений, запрет на въезд в города, где наблюдался резкий всплеск эпидемии, снижение спроса на некоторые группы товаров – всё это усугубило ситуацию и привело к тому, что дальнобойщики уходили с междугородних и международных перевозок на городские и региональные. Но есть и другие причины, некоторые из которых годами влияли на снижение спроса на вакансию водителя-дальнобойщика.
- Потеря престижа профессии. Молодые люди всё реже выбирают профессию водителя-дальнобойщика из-за потери престижа. Можно пройти обучение, получить права соответствующей категории, но что дальше? Крупные игроки на рынке грузоперевозок опасаются неопытных водителей и отдают предпочтение дальнобойщикам в возрасте 40-50 лет. Зарплата – не такая, ради которой молодежь готова была бы отказаться от других вариантов трудоустройства. Опять же, полное отсутствие какого-либо карьерного роста, перспектив также не добавляют престижа профессии.
- Отсутствие профессиональной подготовки. Все больше автошкол по РФ отказываются от подготовки водителей на получение прав категории «C». В крупных городах еще остались школы ДОСААФ, но отсутствие нормального финансирования, морально устаревшее оснащение, работа преподавателей практически «на чистом энтузиазме» не делает такой вариант обучения востребованным среди молодых людей. В итоге средний возраст дальнобойщиков начинается с отметки в 45 лет и продолжает неуклонно увеличиваться.
- Несоизмеримые условия труда и официальная заработная плата. Дальнобойщик на длинном маршруте может неделями проводить время в кабине. Большая ответственность за сохранность груза, проверки и поборы со стороны недобросовестных инспекторов на дороге, продолжительное ожидание для въезда в город – особенно в летнее время года, когда днем движение большегрузного транспорта по городским дорогам запрещено. И при всём этом официальная зарплата в среднем составляет порядка 70 тыс. рублей (до 100 тыс. в лучшем случае). При этом на местных региональных перевозках зарплата выше, а график работы намного удобнее.
- Система труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков. Водителям междугородних автобусов и грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 3,5 т существенно осложнил жизнь Приказ Минтранспорта России № 424 от 16.10.2020 г. В сутки (за смену) за рулем дальнобойщики могут проводить не более 9 часов (10 часов в исключительных случаях). Требуется обязательный перерыв, а это означает, что водителю необходимо найти оборудованную стоянку для фур на пути следования или отстойник. А это дополнительная задержка в процессе грузоперевозок. Хорошо, если обязательный перерыв приходится на время, когда транспортное средство подъезжает к городу, и перед въездом есть обустроенная стоянка для грузового авто. Чаще же такого не случается.
- Риски и угрозы при перевозках грузов. Дальнобойщики постоянно подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Неудовлетворительное состояние дорог приводит к тому, что всё чаще происходят серьезные ДТП с участием фур. Банальные вооруженные нападения еще имеют место быть, но всё чаще преступники используют другие методы – различные мошеннические схемы, при которых водитель становится заложником ситуации и, сам того не подозревая, принимает участие в краже грузов. Например, когда на пути следования мошенники под видом владельцев организовывают перенаправление грузов с последующей их реализацией. Доказать, что дальнобойщик не был в сговоре со злоумышленниками, порой бывает очень сложно.
Всё вышесказанное в итоге приводит к тому, что нехватка профессиональных водителей в России с каждым годом ощущается на рынке грузоперевозок всё более остро.