Нехватка профессиональных водителей грузовиков РФ: основные причины и последствия

Нужна консультация?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Нехватка профессиональных водителей грузовиков РФ: основные причины и последствия

Нехватка профессиональных водителей грузовиков РФ
Дефицит дальнобойщиков становится существенным препятствием на пути развития рынка грузоперевозок. Это не российская, а международная проблема, вызванная, в первую очередь, пандемией COVID-19. По статистике Международного союза автотранспорта (IRU) почти 20% вакансий водителей грузовых транспортных средств в ЕС и Азии оказались в 2020 г. невостребованными. В РФ этот показатель составлял за 20-й год 17%.

Впрочем, нужно понимать, что нехватка дальнобойщиков в России не возникла вдруг резко с началом пандемии, а наблюдалась и ранее – с самого распада СССР. Просто международный кризис в области грузоперевозок с 2020 г. не обошел и РФ, но и причиной дефицита водителей на грузовики он не стал.

Почему в России не хватает водителей грузовиков?

Кризис, вызванный COVID-19, конечно же, повлиял на падение рынка грузоперевозок в России и в мире. Постоянные изменения карантинных ограничений, запрет на въезд в города, где наблюдался резкий всплеск эпидемии, снижение спроса на некоторые группы товаров – всё это усугубило ситуацию и привело к тому, что дальнобойщики уходили с междугородних и международных перевозок на городские и региональные. Но есть и другие причины, некоторые из которых годами влияли на снижение спроса на вакансию водителя-дальнобойщика.

  • Потеря престижа профессии. Молодые люди всё реже выбирают профессию водителя-дальнобойщика из-за потери престижа. Можно пройти обучение, получить права соответствующей категории, но что дальше? Крупные игроки на рынке грузоперевозок опасаются неопытных водителей и отдают предпочтение дальнобойщикам в возрасте 40-50 лет. Зарплата – не такая, ради которой молодежь готова была бы отказаться от других вариантов трудоустройства. Опять же, полное отсутствие какого-либо карьерного роста, перспектив также не добавляют престижа профессии.
  • Отсутствие профессиональной подготовки. Все больше автошкол по РФ отказываются от подготовки водителей на получение прав категории «C». В крупных городах еще остались школы ДОСААФ, но отсутствие нормального финансирования, морально устаревшее оснащение, работа преподавателей практически «на чистом энтузиазме» не делает такой вариант обучения востребованным среди молодых людей. В итоге средний возраст дальнобойщиков начинается с отметки в 45 лет и продолжает неуклонно увеличиваться.
  • Несоизмеримые условия труда и официальная заработная плата. Дальнобойщик на длинном маршруте может неделями проводить время в кабине. Большая ответственность за сохранность груза, проверки и поборы со стороны недобросовестных инспекторов на дороге, продолжительное ожидание для въезда в город – особенно в летнее время года, когда днем движение большегрузного транспорта по городским дорогам запрещено. И при всём этом официальная зарплата в среднем составляет порядка 70 тыс. рублей (до 100 тыс. в лучшем случае). При этом на местных региональных перевозках зарплата выше, а график работы намного удобнее.
  • Система труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков. Водителям междугородних автобусов и грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 3,5 т существенно осложнил жизнь Приказ Минтранспорта России № 424 от 16.10.2020 г. В сутки (за смену) за рулем дальнобойщики могут проводить не более 9 часов (10 часов в исключительных случаях). Требуется обязательный перерыв, а это означает, что водителю необходимо найти оборудованную стоянку для фур на пути следования или отстойник. А это дополнительная задержка в процессе грузоперевозок. Хорошо, если обязательный перерыв приходится на время, когда транспортное средство подъезжает к городу, и перед въездом есть обустроенная стоянка для грузового авто. Чаще же такого не случается.
  • Риски и угрозы при перевозках грузов. Дальнобойщики постоянно подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Неудовлетворительное состояние дорог приводит к тому, что всё чаще происходят серьезные ДТП с участием фур. Банальные вооруженные нападения еще имеют место быть, но всё чаще преступники используют другие методы – различные мошеннические схемы, при которых водитель становится заложником ситуации и, сам того не подозревая, принимает участие в краже грузов. Например, когда на пути следования мошенники под видом владельцев организовывают перенаправление грузов с последующей их реализацией. Доказать, что дальнобойщик не был в сговоре со злоумышленниками, порой бывает очень сложно.

Всё вышесказанное в итоге приводит к тому, что нехватка профессиональных водителей в России с каждым годом ощущается на рынке грузоперевозок всё более остро.
Почему в России не хватает водителей грузовиков

Парадокс, следствия и выход из кризиса

В связи с пандемией COVID-19 спрос на перевозки продовольственной продукции, товаров первой необходимости, стройматериалов, электроники существенно возрос (по некоторым оценкам – на 56%), а вот количество свободных машин резко сократилось (почти на 90 тыс.). К чему это привело, вполне очевидно – к росту цен на грузоперевозки почти на 20%, а это, в свою очередь, к скачку цен на продовольственные и непродовольственные группы товаров. И даже в благополучной Европе, где заработная плата и условия для дальнобойщиков более приемлемые, чем в России, также есть острая проблема с рынком грузоперевозок и нехваткой профессиональных кадров.

Единственным приемлемым выходом из ситуации могут стать скоординированные действия государства и бизнеса. Внедрение государственных программ, в том числе и рост числа профильных автошкол, обучение вождению грузового автотранспорта в СУЗах, повышение заработной платы и снижение пенсионного возраста вполне могут вернуть престиж профессии водителя-дальнобойщика. Будут ли предприняты такие попытки в ближайшем будущем? Если государство осознает серьезность проблемы, то ответ – да. Пока что каких-то действенных мер не наблюдается.

Охрана
Круглосуточные посты
Датчики движения

12 лет
Заслуженная репутация
Доступность
Удобная локация стоянок и складов
Ответственность
Гарантиуем безопасность и сохранность
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время!