Меры безопасности в сфере грузоперевозок

Нужна консультация?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Грузоперевозки без грузов, или что, где и как крадут в России?

Грузоперевозки без грузов: что и как крадут?
Сфера грузоперевозок давно перестала быть надежным и безопасным способом поставки грузов из одной точки в другую как по России, так и при транзите, при экспорте и импорте. Конечно, РФ далеко не является лидером по кражам грузов, хотя этот показатель уже стремительно приближается к 100 млн. долларов. К таким выводам пришли в совместном отчете эксперты TT CLUB, IMPACT и TAPA. Что примечательно, преступники используют как классические схемы, так и новые подходы к завладению чужим имуществом.

Исследования и реальность

В соответствии с подготовленным отчетом за прошлый год ущерб от кражи грузов в России практически приближается к показателю 100 млн. долларов. И это с учетом пандемии COVID-19 и, как следствие, существенного падения уровня грузоперевозок по России в апреле и мае 2020 г. Конечно, рынок перевозок в итоге всё равно показал рост в 10%, но условия карантинных ограничений оказали негативное влияние на активность мошенников. По статистике, утеря грузов в период 2019-2020 годов упала на 35%. Но несмотря на это масштаб проблемы остается колоссальным.

Отраженная в докладе цифра, к сожалению, не показывает точный объем ущерба, поскольку о потерях грузов в РФ сообщается крайне редко, и собрать данные по всем таким случаям просто не представляется возможным.

Что входит в ущерб от кражи грузов?

Сразу оговоримся, в цифру входят все случаи, когда законный владелец терпит ущерб в результате грузоперевозок. Т.е. в докладе были изучены показатели по следующим ситуациям:

  • Мелкое воровство из грузовых автомобилей, оставляемых на неохраняемых стоянках.
  • Угоны грузовых авто вместе с грузами во время перевозок, разбойные нападения на водителей с последующими угонами.
  • Крупные хищения со складских комплексов.
  • Мошеннические действия со стороны различных участников логистики грузов, в результате которых владелец полностью или частично терял товар.

В отличие от контрабандистов у преступных группировок, работающих по грузоперевозкам, стоит другая задача – вывести на «серый» или «черный» рынок как можно быстрее «чистый» («белый») товар. Соответственно, методы, средства и способы совсем иные. Но обо всё по порядку.

Что входит в ущерб от кражи грузов

Что воруют?

В сфере логистики грузов воруют практически всё, т.е. риск остаться без товара, материалов, сырья существует почти для каждого грузовладельца. Как показал отчет за 2020 год, чуть меньше трети краж (27,8% от общего числа) приходится на продукты питания. С одной стороны, имеет место парадокс, ведь прибыль от такой продукции не столь существенная, срок годности небольшой, и нужно довольно быстро сбыть краденую продукцию. Но тут сразу 3 фактора на стороне организованных преступных группировок:

  • Из-за срочности реализации краденого у ОПГ, а не у мелких воров и грабителей, которым такой груз, в принципе, не интересен, обычно есть постоянные покупатели, т.е. рынок сбыта налажен. Продать такой груз – не проблема.
  • Продовольственная продукция нужна всем – найти новых клиентов можно и среди небольших, средних ИП в любом городе и поселке.
  • Во время постоянных ослаблений и усилений карантинных мер продовольствие, как одна из категорий товаров первой необходимости, пользовалась увеличенным спросом.
Воруют практически все продукты питания – мясо, птицу, рыбу, овощи, фрукты, кондитерские изделия.

Грузоперевозки без грузов: что воруют?
Следующим по популярности грузом у преступников является металлопродукция – 12,5%. Сюда относится металлопрокат, изделия из цветного и черного металла, металлоконструкции, профлист, металлочерепица и пр. На третьем месте в 2020 г. обосновались строительные материалы с показателем 9,8%.

Популярность краж металлопродукции и строительных материалов на фоне пандемии тоже легко объясняется. Дело в том, что сразу с введением жестких ограничений многие предприятия начали терять существенный ущерб, а спрос на такую продукцию среди покупателей резко вырос – многие люди, оставшиеся без работы, решили или переехать за город, заняться строительством дач или коттеджей, или устроить ремонт в городских квартирах.

Как воруют?

Самый простой способ, на долю которого приходится меньше всего объема украденного груза – воровство непосредственно из машин. Обычно кражи происходят на неохраняемых или плохо охраняемых стоянках грузового транспорта, когда водители оставляют машины на время, а потом обнаруживают банальный взлом кузова и отсутствие части или всего перевозимого товара. Так воруют чаще всего алкоголь, а также бытовую технику, электронику и автозапчасти. В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом рост составил от 20 до 31% в зависимости от типа груза.

Самой популярной схемой является мошенническая схема, когда после погрузки преступники выдают себя за законных владельцев и осуществляют перенаправление груза на ложное место назначения. В 2020 г. это почти 94,5% от всего случая краж. В такой схеме возможно 2 варианта:

  • Водитель является такой же жертвой, как и владелец груза, т.е. он ничего не подозревает, когда с ним связываются мошенники.
  • Водитель является участником мошеннической схемы, и получает за свои услуги определенную выручку.

Еще один способ – подделка документов, когда оформляется совсем другой груз, чем водители перевозят по факту.

В целом, никаких новых способов преступные группировки не придумали. С другой стороны, в 2020 г. нередко вводились ограничения на перевозки между регионами, и, в связи с этим, на дорогах резко увеличилось количество проверок со стороны правоохранительных органов, поэтому грабители, предпочитающие нападения на загруженный транспорт в пути, почти «ушли на дно».
Грузоперевозки: как воруют?

Меры безопасности

Обезопасить себя можно, считают эксперты, подготовившие доклад, и для этого не потребуется каких-то существенных усилий или значительных затрат. Выделяют несколько основных факторов, влияющих на снижение риска краж грузов на всех этапах перевозок:

  1. Уделять должное внимание подготовке персонала. Это касается всех участников, которые задействуются в логистике грузов – водителей, диспетчеров, менеджеров, операторов, персонала складских комплексов и пр. Необходимо определить инструкции проверок, проведения тех или иных процедур, связанных с приемом, хранением, передачей грузов. Опять же, требуются надежные системы верификации и идентификации.
  2. Выбирать проверенную транспортную компанию. Заказчик перед оформлением договора должен провести небольшое исследование в отношении компании, которой планирует доверить перевозку грузов. Как минимум, нужно узнать всю доступную юридическую информацию, оценить автопарк, выяснить про страхование ответственности.
  3. Безопасность грузоперевозок на пути следования. Должны быть заранее оговорены маршрут, количество остановок и пути следования. Крайне желательно, чтобы транспорт, перевозящий грузы, останавливался на специализированных охраняемых стоянках с огороженной территорией, КПП и системами видеонаблюдения, если это возможно на конкретном маршруте.
  4. Соответствие грузовых автомобилей требованиям безопасности. Как минимум, это оснащение системами спутникового слежения, круглосуточная связь с водителями, наличие исправных и соответствующих требованиям действующего законодательства тахеометров для контроля соблюдения режима труда и отдыха.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос сопровождения и стоянки грузового автотранспорта. Конвоирование целесообразно только при одновременном выполнении 2-х условий: перевозка ценных грузов и относительно небольшие расстояния. В остальных случаях это лишние финансовые затраты и задержки в пути.
Грузоперевозки: меры предосторожности
Что касается стоянок грузовых авто. Конечно, далеко не всегда на пути следования машины с грузом имеются полностью оборудованные охраняемые стоянки. Но если такие места всё же есть перед въездами в крупные города, то они должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Наличие обустроенного КПП с круглосуточным постом охраны и проверками всех въезжающих/выезжающих транспортных средств, входящих/выходящих людей. КПП обязательно оборудуется системами видеонаблюдения.
  2. Полностью огороженная по периметру территория. Обычно по периметру также устанавливают камеры видеонаблюдения для пресечения попыток проникновения на территорию злоумышленников.
  3. Удачное расположение. Желательна хорошая транспортная развязка и относительно близкое местонахождение к въезду в город.

Открытость транспортной компании – еще один момент, на который следует обращать внимание при заказе услуг. Наличие сертификатов качества и безопасности в области грузоперевозок, предложение индивидуальных логистических решений, регулярно обновляемый автопарк, наличие информации, соответствующей действительности (юридические, физические адреса офисов, веб-сайт, данные из государственных реестров и пр.). Груз – не тот объект, который можно доверить незнакомой компании, предлагающей слишком выгодные условия. Вообще следует понимать, что в сфере грузоперевозок, особенно во время пандемии COVID-19, никто себе в ущерб работать не будет. Поэтому если заказчик только выбирает транспортную компанию, то следует ознакомиться с рынком, с предложениями и средними ценами. И уже после этого принимать решение.

Ответственный контроль, бдительность, постоянное отслеживание ситуации, контроль сотрудников и партнеров, использование современных систем безопасности и взаимодействия – даже такой минимум позволит владельцу груза или отправителю избежать попадания в мошеннические сети и, соответственно, не стать частью статистики по краже грузов в России.

Охрана
Круглосуточные посты
Датчики движения

12 лет
Заслуженная репутация
Доступность
Удобная локация стоянок и складов
Ответственность
Гарантиуем безопасность и сохранность
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время!